Эту дверь имеет право токрывать только Ариэль.
Таинственная дверь с табличкой "ЗАПРЕЩЕНО!"
Сообщений 1 страница 8 из 8
Поделиться22008-06-30 21:20:10
Прорицание – самая неточная и туманная ветвь волшебной науки, но также самая таинственная и загадочная и этим она привлекает к себе всеобщий интерес. Она даётся под силу далеко не каждому, и далеко не многие могут её воспользоваться.
Свою 1-ую лекцию я хотела бы посвятить тому, что же такое на самом деле прорицание. И ещё, у меня есть для вас просьба, не очень-то и вникайте в суть лекции, а то ваша голова преждевременно лопнет:
До сих пор под прорицанием понималось выяснение линейной судьбы человека. Кого-то интересовали в этой судьбе житейские события, кого-то - духовная эволюция. Но все прорицатели всегда подразумевали, что в любой момент времени жизнь человека (и история человечества) тянется из прошлого стройной, неразветвленной, единственной цепочкой событий. В будущем единой цепочки не просматривалось, но всем было ясно, что по мере проживания этого будущего все возможные варианты развития событий, кроме одного, будут оказываться фантомными, пустыми, несуществующими.
Много спорили о том, является ли этот единственный вариант будущего, который, в конечном счете, реализуется, изначально определенным или человек сам творит свое будущее. "От судьбы не уйдешь", "Чему быть, того не миновать", "Человек предполагает, а Бог располагает". Это позиции детерминизма. Очень старая позиция. Многие древние религии утверждали, что судьбу определяют особые божества (Мойры у греков, Норны у германцев) либо особая сила (Карма, Фатум, Дао, Провидение), и ей подвластны не только люди, но и могущественные боги.
Чуть позже в религиях появилась концепции праведной жизни как инструмента, позволющего более или менее успешно противодействовать судьбе, менять ее.
Учения Новой Эры единодушно провозгласили принцип абсолютной свободы воли. Каждый человек сам создает свою реальность и свою судьбу. "Твори свою Волю - да будет в этом весь Закон". "Ты всегда волен, передумать и выбрать себе какое-нибудь другое будущее или какое-нибудь другое прошлое" (Ричард Бах). "Будущее существует сначала в воображении, затем в воле, затем в реальности" (Барбара Маркс Хаббард).
С древнейших времен существовали прорицатели, которые занимались предсказанием будущего. Очень часто предсказания сбывались. Это воспринималось как доказательство существования Судьбы, от которой не уйдешь. Иногда люди, получив предсказание, пытались все-таки "уйти от судьбы".
Нострадамуса один трактирщик как-то попросил предсказать судьбу двух поросят. "Черного съедим мы, а белого съест волк", - ответил великий прорицатель. Хозяин тут же велел зарезать, зажарить и подавать к столу белого поросенка. Но... "от Судьбы не уйдешь". Белого поросенка, уже зажаренного, все-таки утащил волчонок, а людям пришлось довольствоваться черным. И таких историй расскзаывают очень много. Все они, по идее, подтверждают наличие предопределения.
Но есть ведь и множество других примеров. Не все предсказания будущего сбываются. Не существует пророков и гадателей, предсказывающих со стопроцентной точностью. Просмотрите газеты десятилетней давности. Тогда много чего предсказывали на нынешние годы. Но многое ли из предсказанного сбылось? Сторонники идеи свободы воли торжествуют: прорицание указывает лишь возможное будущее, и это будущее совсем не обязательно должно осуществиться. И личная сила прорицателя тут ни причем: после 1972 года точность предсказаний того же Нострадамуса резко упала.
Интегральная концепция прорицания может примирить оба лагеря.
Давайте зададимся вопросом: почему в каждый момент времени мы выбираем именно ту последовательность дальнейших событий, которую мы выбираем? Если в колоде Таро 78 карт, почему после тасования вы вытаскиваете именно (допустим) Туз Жезлов? От чего зависит, в какую реальность вы двинетесь из точки настоящего?
Ответ на этот вопрос заложен в самом вопросе. Зададим его еще раз:
От чего же зависит, в какую реальность ВЫ двинетесь из точки настоящего?
Стоп! Вот оно, ключевое слово. ВЫ! Кто этот ВЫ, который выбирает, какую линейную реальность ему прокладывать дальше?
Это не ваше материальное тело. Это ваша идеальная составлющая. Дон Хуан сказал бы: "ваше намерение".
Физическое тело любого предмета, любого живого существа - нелинейно. В Мультиверсуме оно представляет собой пятимерную фигуру (которую мы можем образно представить как двухмерную фигуру на сфере, в которой каждая точка - это трехмерная форма вне времени). Но тело намерения у обычного человека - линейно! Каждой субъективно воспринимаемой линии физического тела соответствует своя линия намерения, но в Мультиверсуме линии намерения не сливаются, а лишь перекрещиваются. ВЫ есть одна из линий вашего намерения. На другой линии намерения находитесь другой ВЫ
Это очень важный момент. Линии физических событий, пересекаясь, образуют континуум - сплошную поверхность (обладающую, впрочем, своего рода "рельефом"). Линии идеальных событий, событий вашего внутреннего мира (мы не говорим о событиях сознания, поскольку в идеальном, психическом мире, или мире намерения, сознание играет далеко не решающую роль. Сознательные намерения часто идут вразрез с намерением на бессознательном уровне) лишь перекрещиваются над любой физической точкой.
Это положение есть смысл повторить еще раз. Линии намерения не пересекаются, но все-таки перекрещиваются. Применив некоторое усилие, вы можете перейти на другую линию намерения, которой соответствует другая линия физических событий. Ключ к овладению пятимерным миром Мультиверсума - в вашем идеальном мире, в вашем намерении.
О чем говорит этот результат? Указывает ли он на будущее? Какое будущее? Жестко предопределенное или лишь одно из многих вероятных? Или же результат прорицания больше говорит о настоящем и прошлом? Можно ли верить прорицанию? В какой степени? Может ли прорицание вас обмануть, "подсунув" заведомо ложный результат?
Интегральная теория позволяет убедительно ответить на все эти вопросы.
Прорицание в первую очередь позволяет прояснить ваше настоящее (которое есть продукт вашего прошлого). Возьмем простейший случай. Вам нужно принять важное решение - например, согласиться с некоторым предложением или отвергнуть его. Доводы "за" и "против" уравновешивают друг друга. Это классический случай, в котором человек прибегает к прорицанию (ибо бросание жребия - тоже прорицание). В качестве средства выбирается бросание монеты. Прорицательные символы должны, по-вашему, решению, интерпретироваться следующим образом: орел - соглашаться, решка - отвергнуть. Выбор средства прорицания и системы толкования результатов - это первый шаг. Второй, и очень важный шаг - это принятие ответственности за то, что вы намереваетесь совершить. Если вы не собираетесь принимать результаты прорицания всерьез, лучше не прорицать вообще. В этом процессе всегда участвует такой фактор, как Дух. С Духом не шутят. Он готов помогать вам только в том случае, если вы примете эту помощь с благодарностью. Поэтому серьезный настрой - очень важный элемент акта прорицания. Третий шаг - это задействование Его Величества Случая (или Хаоса). Без элемента случайности, тоже не может быть прорицания. В данном случае вы подбрасываете монету. Пока монета крутится в воздухе, она находится во власти случая. А непосредственно перед тем, как вы увидите, какая сторона монеты выпала, вы находитесь одновременно в двух вселенных (точнее говоря, в двух равновероятных вселенных и в нескольких гораздо менее вероятных, где монета, например, падая, останавливается на ребре, зависает в воздухе или исчезает). В следующий миг векторы этих вселенных разойдутся. В одной вселенной выпадет орел, в другой - решка. В каком из этих миров окажетесь вы? А точнее - какой мир ваше намерение решит избрать?
Совершая прорицание, вы в первую очередь выясняете, чего хочет ваша идеальная составляющая. Выпала решка - это значит, что вектор вашей идеальной составляющей был направлен так, что ему соответствует материальный вектор, попадающий во вселенную с решкой. Не больше, но и не меньше. Теперь вы знаете свое наиболее вероятное направление. Поскольку вы заключили с Духом соглашение о том, что отнесетесь к тому, что Он вам покажет, серьезно, именно это вам и надлежит сейчас сделать. Отнеситесь к результату серьезно. И не столько к выпавшей решке, сколько к вычисленному вектору, к той линии, на которой вы стоите, потому что вы выбрали на ней стоять. Решка означает в данном случае отказ от сделанного вам предложения. Но вы не обязаны отказываться. Возможно, серьезный анализ вашего идеально-материального вектора (а это следующий этап прорицания) приведет вас к убеждению, что сам вектор направлен не туда, куда следует, и вы можете, если захотите, изменить его. Сначала измените свой идеальный мир, и это тут же приведет к изменению материальной реальности.
Это и есть высший аспект прорицания: не поиск готовых ответов, но сотрудничество с Духом и принятие решений, основанных на тщательном самоанализе. Такое прорицание является, с одной стороны, духовной практикой, а с другой - технологией исследования и освоения Мультиверсума. Вычисление направления идеальных и материальных временных линий - это самый начальный, элементарный этап прорицательной практики. У всех, кто занимается этим достаточно долго и серьезно (или имеет природный талант), развивается особого рода видение. Если интегральная Судьба любого объекта представлет собой не линию, а фигуру на поверхности Мультиверсума, то можно увидеть ее всю сразу, оторвавшись от этой поверхности. Куда попадает прорицатель (в данном случае уже уместнее слово "пророк"), оторвавшись от поверхности Мультиверсума, - это уже особа тема, которую мы не будем сейчас развивать. Важно то, что это возможно.
Когда непосредственно видишь линии жизни "сверху", в прорицании отпадает необходимость. Прорицание - это прогноз, сделанный на основании анализа имеющихся данных. Шерлок Холмс был блестящим прорицателем, когда делал точные прогнозы на основании доступных ему данных. Но когда он рассказал потрясенному доктору Ватсону всю подноготную о жизни случайного прохожего, увиденного из окна, основываясь исключительно на его внешности, - в этом случае Холмс выступил в роли пророка. Как вы помните, он просто хорошо знал этого прохожего - своего брата Майкрофта Холмса!
Лучшие прорицатели - это пророки, которые непосредственно видят линейную или интегральную Судьбу и используют мантические средства лишь "для вящей убедительности". Но если у вас нет пророческого дара, один из способов обрести его - практиковать прорицание, основанное на интегральной теории.
В этой практике нет ничего низменного. Одинаково важно как можно больше гадать и как можно интенсивнее изучать метафизику используемых мантических систем.
Гадать означает выполнять прорицания, как для себя, так и для других людей, как на житейские, бытовые темы, так и по поводу духовных проблем. Того, для кого производится гадание, принято называть Кверентом, или Совещающимся. Практикуя гадание, вам придется много анализировать: имеющиеся данные о Совещающихся и их линейных Судьбах, результаты прорицания, результаты ознакомления совещающегося с результатами прорицания... Накопление аналитических данных рано или поздно должно привести к качественному скачку в сознании прорицателя. Но лишь при условии, что прорицатель не забывает о том, что его практика напрямую связана с Духом. Именно Дух обеспечивает такой важный момент, как мистическая связь мантических символов с отдельными аспектами жизни. Это и есть то, что, мы называем метафизикой прорицательной системы. Различные карты Таро, например, по существующему соглашению между прорицателями и Духом связаны с различными проявлениями материальных и духовных энергий, которые также соотносятся с буквами древнееврейского алфавита, Сефирами каббалистического Древа Жизни, алхимическими стихиями и астрологическими знаками. Поэтому владение Таро на глубоком метафизическом уровне предполагает изучение Каббалы и Герметизма, как владение Таро на уровне гадательных методик предполагает изучение психологии и слежение за событиями в материальном мире.
Прорицание - это не застольная забава, не способ заработать деньги на одурачивании доверчивых клиентов, но и не отвлеченная "игра разума". Это, еще раз повторим, духовная практика и сложная информационная технология, цель которой - переход от линейного сознания к интегральному сознанию Мультиверсума. Консультативная помощь людям, у которых есть какие-либо проблемы, и штудирование серьезных метафизических книг в этом процессе играют одинаково важную роль.
Вообщем, - прорицание есть то, что вы производите какое-либо действие, которое может дать различные равновероятные результаты, сильно зависящие от случая, а затем истолковываете тот результат, который получился в данном случае (то есть в воспринимаемой реальности).
А домашнее задание на сегодня следующее:
1.Расскажите, случалось ли Вам хотя бы один раз предсказать какое либо событие, и как это происходило (Влияла ли на Вас погода, или события из личной жизни.)
2*.-Дополнительные задания:
Назовите как можно больше, видов предсказания будущего.
Или
Назовите как можно больше, известных Вам предсказателей и пророков.
Поделиться32008-06-30 21:21:22
Возможно, вам известно, что изначально прорицанием занимались в храмах. Например, древние евреи в Иерусалимском храме имели оракула и в определенных случаях, когда священник хотел обратиться за советом к Яхве, он пытался с помощью этого оракула узнать божью волю. Чтобы понять волю Бога или богов, во всех первобытных цивилизациях использовались различные способы прорицания. Однако со временем эта практика прервалась и вскоре была забыта. Прорицание стало темным, колдовским и презираемым занятием. Тем не менее сегодняшняя лекция проводится в помещении приходской церкви, а это уже само по себе отчасти является проявлением синхронии, что очень приятно.
Взгляд на мир, который пытался сформулировать Юнг и на котором, главным образом, основано прорицание, выражает собой синхронию. Поэтому, прежде чем детально разобраться в проблеме прорицания, вспомним, что говорил Юнг о синхронии. В предисловии к английскому изданию перевода «И Цзин, или Книга Перемен», выполненного Рихардом Вильгельмом, Юнг четко формулирует различие между каузальным и синхронистическим мышлением. Каузальное мышление является, так сказать, линейным. Существует последовательность событий А, В, С, D, и вы, рассуждая в обратном направлении, желаете понять, почему D появляется вследствие С, почему С появляется вследствие В и почему В - вследствие А, подобно некоторого рода внутренним или внешним событиям. Человек пытается мысленно представить взаимосвязанность событий и их причину.
Нам известно, что благодаря исследованиям современных физиков доказано, что на микрофизическом уровне этот принцип уже не является полностью достоверным. Каузальность нельзя больше считать абсолютным законом - ее следует рассматривать лишь в качестве тенденции или преобладающей вероятности. Доказано, что каузальность является способом мышления, позволяющим мысленно охватить некоторую совокупность физических явлений, но не дающим доступа к глубинным основам законов природы. Она лишь очерчивает общие тенденции или возможности. С другой стороны, синхронистическим мышлением можно назвать «пространственное» мышление (field thinking), центрованное относительно времени (рис. 1). Об этом хорошо пишет Р.Вильгельм во введении к «Книге Перемен». Он говорит об определенном комплексе событий, происходящих в определенный момент времени.
Рис. 1. Поле времени
В нашем каузальном мышлении мы проводим четкую границу между психическими и физическими событиями и только наблюдаем, как физические явления порождают друг друга и оказывают каузальное влияние друг на друга и на психические события. Вплоть до 19 века в науке господствовало мнение (сохранившееся до настоящего времени в менее развитых дисциплинах), согласно которому физические явления вызываются только физическими причинами, а психологические явления вызываются только психическими причинами. Например, согласно Фрейду, справедливо утверждение: «Эта женщина - невропатка, и ее идиосинкразия вызвана травмой, перенесенной в детстве». Здесь тот же способ мышления перенесен на психологический уровень.
Теперь возникает вопрос: существует ли взаимосвязь между этими двумя сферами? Существуют ли психические причины физических событий и наоборот? Эта проблема относится к области психосоматической медицины. Взаимодействие между указанными каузальными последовательностями может быть доказано. Например, вы читаете письмо, в котором сообщается о смерти горячо вами любимого человека, вследствие чего у вас могут наблюдаться физиологические явления - возможна даже потеря сознания. Эта реакция вызвана не бумагой и чернилами, а психологическим содержанием сообщения. Существует причинно-следственное взаимодействие между физическим и психическим, и в настоящее время это исследуется.
Совершенно иным, однако, является синхронистический (т. е. китайский) способ мышления. Первобытное мышление отличает дифференцирование, в процессе которого никогда не проводится различие между психологическими и физическими фактами, при этом исследовании вероятности одновременных событий могут учитываться как внутренние, так и внешние факты. Для синхронистического способа мышления даже важно вести наблюдение за обеими областями реального, физической и психической, и замечать, что в момент, когда человека посещают те или иные мысли или сны - которые можно рассматривать как психологические события,- происходят те или иные внешние физические события, то есть имеет место комплекс физических и психологических событий. Хотя при каузальном мышлении и возникает проблема времени вследствие необходимости установления временной последовательности (до и после), данная проблема более значима при синхронистическом способе мышления в связи с наличием ключевого момента - некоторого момента времени, который является объединяющим, фокусирующей точкой для наблюдения за определенным комплексом событий.
В современной западной науке для объяснения вероятности в последовательности событий используются алгебраические методы - алгебраические матрицы различных размеров, алгебраические функции и кривые. Китайцы также пользуются математикой для описания своих законов синхронии. Они используют некоторое подобие математических матриц, не являющихся, однако, алгебраическими абстракциями. Они используют натуральные числа (1, 2, 3,4, 5, 6, 7), поэтому можно утверждать, что математический аппарат )того китайского способа мышления составляют различные исчисления, которые могут быть получены из рядов натуральных чисел, а также общие законы, которые могут быть из них выведены. Числа 3, 4 и 5 используются для представления в математической форме некоторой совокупности событий.
Научной математической базой синхронистического мышления являются, следовательно, ряды натуральных чисел, что можно обнаружить во всех техниках прорицания. Простейшей формой прорицания является двоичная (чет-нечет). Например, бросают монету и, когда выпадает «орел» или «решка», принимают решение и выбирают способ действия. «Чет-нечет»-это принцип, лежащий в основе прорицания. Однако в различных цивилизациях принята различная техника для наилучшего прочтения ситуации в определенный момент времени.
Западный образ мышления имеет экстравсртную ориентацию, Вначале события рассматриваются, а затем создается их математическая модель. Восточный, или китайский, образ мышления дни про чтения события использует интуитивную ментальную модель, I именно - натуральные числа. Вначале бросается жребий по принципу чет-нечет, что становится психическим и психофизическим событием: вопрос прорицателя относится к психологии, тогда как событие состоит в том, что монета падает той или иной стороной, из чего можно вывести дальнейшие внешние или внутренние события. Таким образом, это мышление дополняет наше собственное.
Важно, что в Китае, как отметил и Юнг в своей работе «Синхрония. Акаузальный соединительный принцип», в отличие от многих других первобытных цивилизаций, не ограничились применением методов прорицания только для предсказания будущего. Например, священнику задают вопрос, следует ли вступать в брак, и тот отвечает утвердительно (или отрицательно). Такова мировая практика, которая существует не только официально, но используется многими людьми втайне, когда они в своей комнате, наедине с собой, раскладывают карты Таро и т. п. Они могут, кроме того, иметь свои маленькие приметы: «Если будет солнечный день, то я сделаю то-то или то-то». Люди постоянно размышляют в этом направлении, такие предрассудки свойственны и ученым, когда они убеждают себя, что день будет удачным, поскольку утром в спальне светило солнце. Даже отрицая это в своем сознательном мировоззрении, первобытный человек внутри нас все же неизменно пользуется такого рода прогнозированием будущего, стыдливо отрицая это перед лицом своего рационального собрата, хотя испытывает огромное облегчение, обнаружив, что тот поступает таким же образом!
На данном этапе прорицание не может эволюционировать и видоизменяться. Оно остается своего рода примитивным способом угадывания будущего с использованием некоторых технических средств. Это практикуется нами и, в более откровенной форме, всеми примитивными цивилизациями. Человек, собираясь предпринять путешествие по Африке, идет к знахарю, который разбрасывает несколько куриных косточек. В соответствии с тем, как они расположатся при падении, преимущественно на красном или белом участках, нарисованных на земле, и в соответствии с их взаимным положением, он скажет, будет ли путешествие удачным, следует ли его предпринимать. Перед любым большим начинанием, подобном охоте или долгому и опасному путешествию в Иоганнесбург и т. п., человек всегда обращается к оракулу и поступает соответственно его предсказаниям. Мы делаем то же самое менее открыто, но в обоих случаях (о некоторых исключениях будет сказано позднее) это не укоренено в мировоззрении и поэтому остается своего рода неразвитой первобытной практикой, иными словами, ритуальной игрой, которую мы пытаемся игнорировать в нашем сознательном восприятии реальности.
Подобно всем первобытным цивилизациям, китайцы сохранили этот метод, вплоть до его запрещения. На рыночной площади каждого китайского городка находилось обычно несколько гадателей по книге «И Цзин», которые бросали монеты или отвечали на вопросы с помощью палочек тысячелистника, однако впоследствии гадание было запрещено. В 1960 году Мао Цзэдун решил несколько ослабить рационалистическое политическое давление на массы и обнаружил, что для этого существует две возможности: дать больше риса или разрешить применение И Цзин. Его советники считали, что народ скорее жаждет вновь использовать И Цзин, чем получать дополнительное продовольствие. И Цзин, которая являлась для людей духовной пищей, была для них важнее. Она была разрешена приблизительно на один-два года, но затем ее вновь запретили. Китайцев очень характеризует то, что даже миска риса - а они очень остро ощущали голод - была для них менее важна, чем возможность вернуть свою любимую Книгу Перемен, вернуть духовную ориентацию.
И Цзин обязана двум выдающимся личностям, легендарному королю Вэну и князю Чу, которые превратили примитивного оракула в завершенное философское мировоззрение. Они рассматривали оракула и его этические основы с философской точки зрения, размышляя о его психологических последствиях и предпосылках, что послужило развитию весьма глубокого и широкого мировоззрения. Юнг пишет в своей работе, что подобное наблюдалось только в Китае, но мне удалось установить, что то же самое случилось в Западной Нигерии. Там существовали знахари, которые, совершенствуя технику предсказания (геомантию), превратили ее в настоящую религиозную философию, разумеется, более примитивную по сравнению с китайской, однако имеющую полную религиозную и философскую концепцию, которая в этой системе не являлась простым средством для предсказаний.
Я привела два известных мне примера. Возможно, существует и третий, однако я не располагаю более полной информацией. Насколько мне известно, на эту тему написана только одна работа, с которой у меня не было возможности ознакомиться. Как свидетельствуют последние данные, древняя цивилизация майя была связана с центральной Азией и, соответственно, с цивилизацией Китая и тоже располагала гадательной системой наподобие И Цзин. Зная о степени развитости цивилизации майя, можно предположить, что они разработали философскую концепцию, в которой оракул служил не только инструментом. Исследовательница Шульце-Ена опубликовала по этому вопросу небольшую статью, однако, несмотря на двухлетние поиски, мне не удалось ее обнаружить в Швейцарии. Насколько мне известно, автор освещает в своей статье только технику оракула майя, не затрагивая его философской концепции. Однако нетрудно ее представить, ибо в философии майя все боги являются богами времени и чисел. Все главные фигуры мифов майя соотносятся с конкретными числами, которые находят свое отражение в их именах. Например, имя величайшего героя мифа о семи охотниках Гунабку, происходит от слова гун, что означает «один». Каждое божество одновременно является и числом и моментом времени в календарном году. Таким образом, пред нами совокупность архетипа с определенным моментом времени и определенным натуральным числом. Это позволяет предположить, что оракул майя основан на подобном философском мировоззрении, но это всего лишь догадка.
Поэтому остановимся пока на китайском способе мышления. На эту тему социологом Марселем Гране написана прекрасная книга, «Китайское мышление» (La Pensee Chinoise). В ней утверждается, что китайцы мыслили качественными «эмблемами», а не количественными понятиями. Юнг сказал бы «символами», и для простоты изложения я буду использовать этот термин. Согласно представлениям китайцев, числа служат для описания постоянного соотношения событий и вещей, что соответствует и современным представлениям. Мы описываем постоянные соотношения алгебраическими формулами. Каузальность является категорией, позволяющей обнаружить такие соотношения. Для китайцев числа также являлись выражением соотношений между понятиями, порядок которых устанавливался не в количественном отношении, а в их качественной иерархии, что в большей или меньшей степени соответствует современным представлениям, за исключением того, что в китайской философии акцент делался на качественный уровень.
Кроме того, в Китае полагают возможным наличие во Вселенной ионного числового ритма. Современные физики также считают, южно определить единый ритм Вселенной, который объясни разнообразные явления, однако это всего лишь гипотеза. Китайцы же основывались на том, что такой ритм существует и представляет собой числовую схему, в которой зеркально отражены соотношения вещей и явлений во всех областях внешней и внутренней жизни.
До конца 19 века китайцы воспринимали мир более динамичным, чем мы поскольку считали, что все сущее является потоком энергии, В настоящее время мы фактически пришли к такому же выводу, но значительно позднее и с помощью научных методов. Восприятие китайцам всего сущего изначально заключалось в том, что все внутреннее и внешнее - поток энергии с определенным ритмом. Каждое событие в конечном счете имеет свое зеркальное отражение, космический ритм (матрицу). Для людей, не имеющих представления об этих понятии, поясним, что матрица - это любая постоянная совокупность чисел в виде нескольких столбцов. Число рядов и столбцов может быть любым, обязательное условие - их размещение в форме прямоугольника, поскольку для китайцев одной из основных моделей вселенной была прямоугольная матрица - названная Лоу Шу магическим квадратом, задающим космический ритм. Сумма чисел в любом ряду, столбце или по диагонали равна 15. В этом квадрате в каждом столбце или ряду всего три элемента, поэтому перед нами - уникальный математический феномен. Существуют магические квадраты с большим количеством рядов и многочисленными возможностями суммирования, однако этот - самый простой, и имеет всего восемь решений. Я бы сказала, что он представляет собой самую симметричную арифметическую матрицу. Китайцы обнаружили ее интуитивно, и она стала для них зеркалом или ритмическим образом Вселенной в ее временном аспекте. К этому я вернусь позднее.
По представлению китайцев, существовало два аспекта времени: время, лишенное времени, и вечность, с наложенным на нее циклическим временем. Мы живем, согласно китайским представлениям, в циклическом времени, однако под ним располагается вечное время. Используя определение Бергсона, его можно назвать творческим временем или временем созидания (une duree creatrice). Обычное китайское время циклично и соответствует определенной схеме, согласно которой были расположены внутренние помещения императорского дворца, настроены музыкальные инструменты, построены танцы, протокол, включая правила поведения мандарина и человека незнатного происхождения на похоронах отца. Каждая деталь этого цифрового рисунка играла важную роль, поскольку рисунок считался основным ритмом реальности; поэтому в различных вариациях в музыке, в протоколе, архитектуре эту схему всегда помещали в центре.
Основной цифровой порядок вечности называется Хоу-ту и представляет собой мандалу, а также крест, в середине которого располагается число 5. Посчитав 1, 2, 3, 4, переходим к центральному числу 5, затем считаем 6, 7, 8, 9 и возвращаемся к числу 10, которое также располагается в середине. Всегда необходимо осуществлять пересечение и возвращаться к центру. Фактически это напоминает музыкальное движение танца, расширение к числу четыре и сжатие к центру,- систолическое и диастолическое движение. Лоу Шу - это мир времени, в котором мы живем, а под ним всегда звучит ритм вечности, Хоу-ту. Эта идея лежала в основе культурного и научного применения математики в Китае. Сопоставим ее теперь с нашей позицией.
Хотелось бы подробнее изложить то, что говорит об этом знаменитый математик Герман Вейль (Hermann Weyl) в своей книге «Философия математики и естественных наук». Нам известно, что до 1930 года большинство математиков страстно и усердно занимались обсуждением фундаментальных научных положений. В соответствии с господствовавшей в то время модой они надеялись пересмотреть первосновы всех наук. А знаменитый немецкий математик Давид Гильберт (David Hilbert) создал новую конструкцию всего здания математики и надеялся, что в нем не будет внутренних противоречий. Там будет несколько аксиом, на основе которых можно Построить все разделы математики: топологию, геометрию, алгебру и т. д. Шел 1926 год, и Гильберт имел смелость заявить: «Я полагаю, ЧТО моя теория позволит навсегда прекратить все дискуссии по вопросу о фундаменте математики».
Затем, в 1931 году другой знаменитый математик, Курт Гедель (Kurt Goedel), рассмотрев некоторые из предложенных Гильбертом аксиом, доказал, что, исходя из них, можно прийти к совершенно различным выводам и доказать два противоположных по смыслу положения. Таким образом, он заключил, что данные аксиомы содержат иррациональный фактор, который не может быть исключен. В современной математике также не следует утверждать очевидность некоторых положений: Аксиомы должны выдвигаться в качестве предположений, после чего может выводиться логическое заключение. Однако будет неверным считать, что гипотеза не может быть оспорена или поставлена под сомнение.
При выдвижении гипотез математики в настоящее время обычно утверждают: «это очевидно» или «разумно предположить», и из этого исходят в построениях своих математических моделей. В дальнейшем все построения отсутствуют, но как раз утверждение разумно предположить» является сомнительной ключевой фразой. Гедель продемонстрировал это и тем самым опрокинул все построение. Как ни странно, с тех пор дискуссии по проблемам научных основ не возобновлялись, по утверждению Вейля, никто не касался этой проблемы; ученые смущенно почесывали затылки и говорили: «Давайте не будем обсуждать фундамент науки, разумно предположить, что мы дальше не продвинемся». Таковой ситуация остается и сегодня.
Герман Вейль проделал очень интересную эволюцию. Сначала он увлекся теориями физика Вернера Гейзенберга (Werner Heisenberg), который был в определенной степени пифагорейцем, интересовался нуминозностью и иррациональностью натуральных чисел. Позднее был период в его жизни, когда он восхищался Гильбертовой логикой. Он оставил изучение проблемы чисел, рассматривая их (по моему мнению, ошибочно) просто как величины. Он утверждал, например, что натуральные числа подобны ряду меток, сделанных палкой, которые позднее были названы обычными; что они были придуманы человеческим разумом и ничего таинственного в них нет, «разумно и очевидно», что человек мог сделать это открытие. Однако в конце своей жизни он внес следующее дополнение в немецкое издание своей книги по философии математики:
«Прекрасная надежда (которая у нас была) об освобождении человечества от обсуждения фундамента науки была разрушена в 1931 году Куртом Геделем; первооснова и реальное значение математики - открытый вопрос. Возможно, человек создает математику подобно тому, как он создает музыку. Это один из творческих видов деятельности человека. Идея существования трансцендентного мира является основным принципом формализма; формализм в математике характеризуется на каждом этапе ее развития неполнотой [это означает, что любая математическая теория не содержит в себе внутренних противоречий, но отличается неполнотой] в той степени, что вопросы, даже простого арифметического свойства, которые могут быть сформулированы в рамках формализма, не могут быть решены в рамках самого формализма».
Это сказано в сложной математической форме; проще говоря, когда я полагаю, что что-то очевидно, я высказываю нечто иррациональное, ибо это не доказано. В дальнейшем человек может сделать некое движение, подобное движению уробороса и заявить: «Но из моей дедукции я могу осудить свое начинание». Вы не можете! Из дедуктивного формализма вы не можете затем вывести доказательство без использования тавтологии, что, естественно, недопустимо, даже в математике.
«Поэтому мы не удивляемся тому, что в изолированном феноменальном существовании некоторые явления природы изумляют нас своей иррациональностью и невозможностью их подробного анализа. Как мы видим, физика проецирует все, что существует, относительно вероятности».
Это важно, поскольку таким образом суммируется то, что открывает современная наука. Иными словами, любой феномен, скажем, очки, содержит в себе нечто иррациональное, что не может быть исчерпано в физическом анализе. Я не могу объяснить, по какой причине электроны многочисленных атомов, из которых состоят мои очки, находятся в этом месте, а не в другом. Следовательно, когда речь идет о единичном событии в природе, с помощью физики не может быть получено полностью достоверное объяснение.
Единичное событие всегда иррационально, однако в физике мы проецируем его относительно вероятности, то есть составляем матрицу. Например, в этих очках столько-то атомов и столько-то их частиц и т. д. И из всей группы чисел можно вывести математическую формулу, которая позволит сосчитать частицы - не 1, 2, 3, 4, 5, но методом проецирования относительно вероятности. Поэтому матрицы используются сегодня в технике и других областях, поскольку они позволяют иметь дело с неисчислимым и представляют собой инструмент, позволяющий успешно обращаться с тем, что невозможно сосчитать в отдельности. Вейль говорит:
«Не вызывает удивления, что любое выбранное нами явление природы имеет предельный иррациональный фактор, который мы не в силах объяснить, и мы можем только описать его, как в физике, путем проецирования относительно вероятности».
Однако затем он продолжает:
«Но вызывает удивление тот факт, что нечто, созданное самим человеческим разумом, а именно ряд натуральных чисел [как я уже заметила, что ошибочна идея о том, что ряд чисел: 1, 2, 3,4, 5 был создан человеком с помощью нанесения точек (меток)], нечто, являющееся столь абсолютно простым и ясным для созидающего духа, также содержат элемент непостижимости, нечто, не поддающееся осмыслению».
Это признание Вейля, одного из наиболее выдающихся современных математиков. Мы можем, естественно, сказать, что не верим в то, что натуральные числа представляют собой наименования нанесенных точек (меток). Поэтому нас не удивляет, что натуральные числа непостижимы и не поддаются осмыслению. Иными словами, вследствие наличия иррационального в натуральных числах (Вейль называл это непостижимым) основы математики нельзя назвать непоколебимыми, поскольку эта наука полностью основана на данности ряда натуральных чисел.
Согласно Вейлю, числа иррациональны и непостижимы, поэтому являются хорошим инструментом, позволяющим осмыслить нечто иррациональное. В этом случае человек использует иррациональные средства, что является основой для прорицания. Постигая иррациональные числа, он предпринимает попытку разгадать их связь с реальностью, а это значит, что прорицание затрагивает проблему времени.
Прорицание связано с синхронией, явление которой Юнг красноречиво назвал парапсихологией. Это важно, поскольку в современной науке физики и психологи пытаются найти общее между физикой и психологией относительно парапсихологических явлений. У них есть гипотеза, что парапсихологические явления могут дать толчок к объединению физики и психики. Прорицание, в частности числовое прорицание, тоже связано с парапсихологическим феноменом. Юнг назвал числа наиболее примитивным выражением духа. Поэтому нам предстоит рассмотреть с психологической точки зрения то, что мы понимаем под словом дух.
Пытаясь дать определение понятию духа, Юнг в первую очередь приводит множество выражений, в которых слово «дух» обозначает нематериальную субстанцию, противоположную по значению слову «материя».
Это понятие мы также используем, как правило, для обозначения чего-то, соответствующего космическому принципу, а также для обозначения определенных психологических возможностей человеческой психики или интеллекта, способности думать и рассуждать. Можно, например, сказать: «у него одухотворенный вид» или «эту идею произвел ущербный дух» и т. п. Это слово употребляется и для обозначения собирательного понятия, например, «дух времени» (нем. Zeitgeist) - выражение, обозначающее иррациональный факт: каждый период времени имеет свой собственный дух.
Например, дух эпохи Возрождения отражен в искусстве, технике, математике, религиозных воззрениях того времени. Все явления, которые характеризуют XVI век, можно назвать духом Возрождения. В этом смысле данное слово служит для определения совокупности идей, присущих людям определенной эпохи. Можно говорить о духе марксизма или национал-социализма, который являлся коллективной идеей определенной группы людей. Поэтому, считает Юнг, существует некоторое различие между понятием духа как сущности нечеловеческой (космический дух в отличие от космической материи) и понятием духа как состояния, которое испытывает человек в результате деятельности эго. Утверждение, что у человека Низменный дух, свидетельствует о том, что его комплекс эго работает неправильно. Когда в человеке происходит нечто психическое или психологическое (т. е. психологическое событие), то он чувствует что оно напрямую зависит от него, и называет это своим духом. Он совершает ошибку, думая, что это именно так. Если мне внезапно пришла мысль привести хороший пример, я чувствую, что эта хорони и идея создана моим духом. Когда человек испытывает определенное психологическое состояние, которое кажется ему странным, он считает, что им овладели призраки. Человеку кажется что им овладело что-то.
Допустим, я почувствовала внезапную потребность утверждать: - «эти герани синие», и повторяла бы это безостановочно. Если это утверждение показалось бы мне странным, я бы воскликнула: «Боже МОЙ, какой злой дух внушил мне безумие это, он овладел мной и вставляет твердить ерунду.» Но если бы мне в голову пришла удачная идея, я бы осуществила ее немедленно! Первобытные люди честнее: все, что приходит на ум неожиданно, они называют духом. Не только плохое, что овладевает человеком, но все то, о чем можно сказать: «Не мое эго это сотворило, это посетило меня внезапно»,- все это дух. Человек, который испытывает непреодолимую потребность сказать или сделать то, что представляется не принадлежащим его собственному эго, проецирует свое бессознательное, часть бессонна тельной психики, а затем переживает проекцию как парапсихологическое явление.
Так происходит, когда человек впадает в состояние, в котором не осознает себя, или при эмоциональном стрессе, при котором теряет самоконтроль. Но позднее, когда его сознание пробуждается, он с удивлением смотрит на глупости, совершенные им в одержимом состоянии: нечто овладело им, он не был сам собой, хотя в тот момент этого и не осознавал - как будто злой дух или дьявол вселился в него.
Подобные вещи не следует легкомысленно считать забавными. Их надо воспринимать буквально, ибо дьявол - или можно сказать более нейтрально, некий автономный комплекс,- временно заменяет комплекс эго. В такой момент представляется, что действует само эго, но это не так. В дальнейшем, «освободившись» от указанного комплекса, человек не может понять, как он мог поступать или думать таким образом.
Важнейшая ситуация, в которой мы употребляем слово «дух», связана с вдохновляющей и животворящей ролью бессознательного. Нам известно, что соприкосновение с бессознательным оказывает животворящее и вдохновляющее воздействие на комплекс эго; в этом заключена реальная основа всех терапевтических мероприятий. Иногда невротики, люди, замкнувшиеся в своем болезненном невротическом состоянии, благодаря психоанализу, начинают волноваться, интересоваться своими снами. Затем к ним возвращается интерес к жизни, они оживляются, становятся более деятельными. Однако это происходит лишь в том случае, если индивид успешно вступает в контакт с бессознательным или, можно точнее сказать, «с динамикой бессознательного», особенно с его животворящим и вдохновляющим началом.
Поэтому с психологической точки зрения Юнг определяет дух как динамический аспект бессознательного. Бессознательное можно представить себе как спокойную воду в тихом озере. В это озеро «падают» забытые человеком события; если он вспоминает их, то он их «вылавливает», но само озеро остается неподвижным. Бессознательное, с одной стороны, имеет матричную основу, форму колыбели, с другой стороны, обладает динамизмом и движением, оно действует по собственной инициативе, например создавая сновидения. Можно сказать, что процесс сновидений является функцией духа; некий господствующий дух или разум сочиняет хитроумный ряд картин, которые, при возможной их расшифровке, содержат весьма разумные сообщения. Динамическое проявление бессознательного заключатся в том, что бессознательная энергия творит нечто по своей воле, она движет всем и действует самостоятельно. Именно это Юнг определил как дух. Естественно, существует неясная граница между субъективным и объективным. Но на практике, если человек чувствует, что дух принадлежит ему, то это его собственный дух, а если он чувствует, что дух ему не принадлежит, то человек называет его «неким» или «этим» духом. Все зависит от того, чувствует ли себя человек ему сопричастным и родственным или нет.
Подводя итоги, Юнг отмечает, что духу, во-первых, свойственен спонтанный принцип движения и активности, во-вторых, он обладает способностью свободно создавать образы помимо нашей чувственной перцепции (во сне у человека отсутствует перцепция - дух или бессознательное создает образы «изнутри») и, в-третьих, он автономно и полновластно манипулирует этими образами.
Таковы три характеристики того, что Юнг назвал духом или динамизмом бессознательного. Если обратиться к сновидениям, то можно заметить, что они построены на основе впечатлений прошедшего дня. Например, что-то прочитанное в газете, увиденное на улице, услышанное в разговоре с приятельницей и т. д. становится в сновидении фрагментом, который составляет совершенно новую по содержанию историю. При этом наблюдается манипулирование этими фрагментами: изменен их порядок, их смысл, хотя достаточно ясно, что отдельные элементы взяты, например, из воспоминаний предыдущего дня. И многие люди думают, что это полностью объясняет сновидения: «О, вчера я прочитал в газете о пожаре, поэтому он мне приснился». В таких случаях приходится возражать: «Но посмотрите на обстоятельства, при которых происходил пожар во сне, и вы ни дате, он очень сильно отличается от прочитанного». Здесь проявляется дух, то неизвестное в бессознательном, которое переставляет внутренние образы и манипулирует ими.
Этот фактор у первобытного человека полностью автономен, однако, благодаря дифференциации сознания, незначительно приближен к нему. Мы утверждаем, что, в отличие от первобытного человека, у нас это частично осуществляется. Например, мы часто говорим, что у нас появилась хорошая идея или мы изобрели нечто новое. Первобытный человек никогда не объявит, что лук и стрелы являются его изобретением. Он скажет, что лук и стрелы были открыты ему богом лука и стрел, а затем поведает миф о том, как одному охотнику во сне привидилось божество и открыло ему способ изготовление лука и стрел.
Итак, чем более развито наше сознание, тем более мы постигаем некоторые аспекты духа бессознательного, вовлекаем его в свою Субъективную сферу и затем называем его собственной психической активностью или собственным духом. Однако, как указывает Юнг, и значительная часть данного явления остается, естественно, автономной и поэтому переживается как парапсихологическая. Иными словами, мы не должны считать, что на данном этапе развития нашего сознания мы постигли все, т. к. ассимилировали значительную часть бессознательного, т. е. сделали его в такой степени собственностью комплекса эго, что он может им манипулировать. Существует значительная сфера бессознательного, которая изначально проявляется автономно, в качестве парапсихологического феномена, так же, как проявлялась у первобытных людей.
Рассматривая историю математики, можно совершенно отчетливо увидеть, каким образом дух становится субъективным. Например, как известно, натуральные числа были для пифагорейцев космическим божественным принципом, составлявшим основу структуры Вселенной. Числа были божествами и одновременно конструктивным принципом всего сущего. Даже Леопольд Кронекер (Leopold Kronecker) говорил, что натуральные числа были изобретены божеством, а все остальное - сотворено человеком.
В наше время так называемого просвещения, когда все иррациональное и слово «Бог» выбрасываются из научного обихода, в математике также предпринята попытка дать определение числу в такой форме, которая исключала бы иррациональные элементы и определяла бы числа как ряд меток (1,2,3,4, 5), как создание человеческого разума. Теперь мы относим дух как принадлежащий комплексу эго, а эго математиков как создающее числа и обладающее ими! Именно так считал Вейль: «Я не могу понять, как нечто весьма простое, внезапно созданное человеческим разумом, содержит что-либо непостижимое». Ученому, которому казалось, что он полностью владеет этим явлением, следовало задать вопрос, действительно ли человеческий разум создал числа.
Первобытные люди, имея двадцать лошадей, не могли их сосчитать; они использовали двадцать палочек: одна палочка - одна лошадь, две палочки - две лошади, три палочки - три лошади, затем считали количество палочек и таким образом определяли число лошадей. Это самый распространенный способ, который позволил человеку научиться считать. Мы до сих пор используем пальцы как «вспомогательную величину». Счет всегда начинался со вспомогательной величины. Многие первобытные цивилизации использовали для этой цели точки или счетные палочки.
Таким образом, когда мы делаем то, к чему пришел Вейль, мы возвращаемся к вышеописанному первобытному способу счета со вспомогательной величиной. Изготовление вспомогательных палочек или изобретение точек для счета является результатом деятельности сознательного эго, конструкцией человеческого разума, но само число не создано человеком; такое предположение - величайшая ошибка.
. Поэтому нам следует признать, что числа в определенном аспекте представляют собой нечто реально существующее, чем может манипулировать человеческий разум. Мы можем сделать некоторое предположение о числах, об арифметическом законе, о ситуации, в которой можно манипулировать ими произвольно и свободно, в соответствии с пожеланиями нашего эго, но мы манипулируем лишь производными. Исходным понятием, которое вдохновило на изготовление счетных палочек и тем самым позволило, например, определить число лошадей, человек не овладел. Оно по-прежнему принадлежит созидательному духу бессознательного.
Во времена Вейля люди отказывались изучать отдельные числа, ибо при этом постоянно сталкивались с чем-то совершенно простым и одновременно странным. Например, нанесенные четыре точки внезапно создавали качественно новое, что не было предусмотрено. Чтобы избежать такой неприятной ситуации и поддержать иллюзию, что числа представляют собой нечто заданное, чем можно разумно манипулировать, Вейль заявляет: «Отдельные числа не выделяются в математике. Их проецируют особыми методами относительно бесконечных возможностей и таким образом ими манипулируют».
Так поступает большинство современных математиков. Используя теорию натуральных чисел от единицы до N и манипулируют Числами как единым целым, заявляя, что ряд натуральных чисел Обладает определенными качествами - например, каждому числу Предшествует другое, и имеет свою позицию и соотношение. Затем выстраивается математический ряд с комплексными и иррациональными числами, затем выводятся высшие формы чисел, с которыми обращаются как с величиной, которую математики называют классом игнорируя при этом отдельные числа (7, 15, 335).
Таким образом манипулируют алгебраической идеей и учитывая только качества, которые являются общими для всех натуральных чисел, с которыми можно создать многое, однако, по словам Вейля, «игнорируя отдельное целое число». Математики очень честные люди; они никогда не отрицают, что отдельные числа обладают иррациональными индивидуальными свойствами, но их это не интересует. Пуанкаре например, считал, что все натуральные числа являются иррациональными индивидами, что и объясняет невозможность вывести на их основе различные обобщенные теории. Такие теории бесполезны в связи с существованием слишком большого количества исключений и отсутствием достаточного количества обобщений, которые позволили бы создавать теоремы. Такой была точка зрения Пуанкаре, который не считал, что это неинтересно, но утверждал о невозможности выводить теоремы. Обращать внимание отдельные случаи нам также не импонирует, как и математикам, поскольку мы предпочитаем формулировать обобщающие теории.
Таким образом, в истории математики весьма отчетливо проявляется то, что Юнг назвал развитием человеческого разума. Все, что мы теперь называем субъективным духом, включая интеллектуальную деятельность человека в науке, воспринималось некогда как объективный дух (вдохновляющее движение бессознательной психики), однако с развитием сознания человек овладел той сферой бессознательного, которой может манипулировать и считать принадлежащей . ему. На протяжении всего процесса развития математики числа, являвшиеся богами, утратили святость, превратившись в нечто, произвольно выдвигаемое эго математика. Однако математики честно признаются: «Как ни странно, есть вещи, которые мы желаем познать, но которые ускользают от нас, избежав своего рабства в нашем сознании».
Подобная ситуация имела место в истории физики, в которой в настоящее время ученые в большей степени придерживаются концепции вероятности и пытаются по возможности игнорировать частные случаи. Поэтому Вольфганг Паули утверждал: «Из-за индетерминистического характера законов природы физические наблюдения приобретают иррациональный характер и дают непрогнозируемый результат; этому противостоит рациональная теория относительной вероятности, выдвигаемая с помощью математической концепции и с использованием р^/"-функции.
Иными словами, физика столкнулась с большими противоречиями. Все изначальные расчеты основаны на принципе вероятности и производятся в матричной и в других алгебраических формах, но с их помощью можно установить только общую вероятность. Затем происходит конкретное наблюдение, которое представляет собой единичное реальное событие. Эти наблюдения, которые, например, в области микрофизики стоят десять миллионов долларов, нельзя повторять бесконечно для того, чтобы определить практическую вероятность. Существует огромное расхождение в том, по мнению Паули, что эксперимент (например, с частицей в циклотроне) представляет собой иррациональный рассказ «о случае», и, как правило, не полностью соответствует расчетам относительно вероятности. Поэтому в настоящее время «сочиняются» уравнения в физике; фактически их в определенной степени фальсифицируют с целью подчинить друг к другу, однако это не позволяет делать точные прогнозы.
Естественно, физики размышляли о том, почему невозможно сделать прогноз, который дал бы реальный числовой результат, а не только статистическую вероятность. Паули со всей очевидностью установил, что это обусловлено предпосылками, ибо эксперимент является единичным событием, а методика математических расчетов основана на принципе вероятности, что исключает конкретное событие и не соотносится с ним.
Следует поближе рассмотреть проблему вероятности. Простейший способ объяснения вероятности, которым я собираюсь воспользоваться, связан с картами. В нашем распоряжении имеется колода, состоящая из 32 карт. Человек может выбрать одну карту. Вероятность того, что он вытянет из 32 карт туза червей, составляет одну тридцать вторую. Таков у человека шанс. Если я скажу, что вы можете выбирать десять раз, то, естественно, вероятность вытянуть туза червей будет значительно выше, а если вы сможете тянуть карту тысячу раз, то шанс возрастает еще больше и т. д.
Иными словами, повторение является секретом вероятности: чем чаще повторяется ситуация, тем точнее может быть определена вероятность; когда, наконец, будет достигнуто предельное значение, можно сказать: если имеется число N (бесконечное число выбора), то предел может быть установлен достаточно точно. Таково, в упрощенном виде, объяснение расчета вероятности.
Не будучи математиком или физиком, я полагалась на популяризованный материал (кости или карты), который использует физик в качестве примера для объяснения вероятности. Приступая к объяснению теоремы Бернулли, он начинает со слов: «Если у вас столько-то карт...» и так далее. Тот же метод используется при объяснении вероятности непрофессионалу. Но почему используется именно этот пример? Это забавно: в реальности математика и ее применение в современной физике основана на принципе невозможности прогнозировать единичные события и одновременно с этим на стремлении доказать возможность точного прогнозирования, когда речь идет о тысячах и миллионах событий.
Будучи недоверчивым психологом, который этому не верит, вернее, видит в этом одностороннюю операцию человеческого разума, я должна поставить два вопроса. Во-первых, человек, несомненно, видит, что, применяя эти методы, современная наука получает весьма сомнительную картину реальности. Поэтому вполне обоснованно можно задаться вопросом о возможности использования других методов. По какой причине миллионы высокообразованных ученых В Западной Европе и Америке беспрекословно уверовали в закон больших чисел? Обсуждение этих вопросов с учеными-естественниками подтверждает то убеждение, что именно с помощью чисел постигается реальность и возможность ее точного научного описания. Подразумевается и то, что, избрав этот принцип, можно постичь истину как внешних, так и внутренних факторов и получить статистическое доказательство и подтверждение теории вероятности.
В этом вопросе я расхожусь с Райном из университета Дьюка. Он имел глупость полагать, что при желании «продать» парапсихологические явления научному миру, он должен доказать их статистически или с помощью теории вероятности и - глупец - совершил это на вражеской территории, в то время как ему следовало оставаться на своей собственной. Он пытался доказать нечто, справедливое только в единичном случае, используя методы, исключающие эти единичные случаи. Поэтому я совершенно не верю в то, чем занимаются люди в этом университете. Их соблазнил американский дух времени, и, поскольку им хотелось доказать другим ученым, что парапсихология является реальной наукой, они использовали инструмент, абсолютно непригодный для поставленной цели. Такова моя личная точка зрения.
По какой причине вера в закон больших чисел овладела разумом западного человека? Ведь те, кто верит в него, являются наиболее развитыми и интеллигентными людьми нашего времени. Если человек свято верит в то, что впоследствии, после его «отрезвления», оказывается очень ограниченной и частично ошибочной точкой зрения, то есть подозрение, что такие люди находятся под тайным влиянием определенного архетипа. Именно это заставляет людей верить в то, что ошибочно. Если посмотреть на историю науки в прошлом, то можно увидеть, что все научные ошибки или то, что мы называем ошибками теперь, обусловлены тем, что люди были в плену идеи, связанной с архетипом, которая препятствовала наблюдению за фактами. Архетипическая концепция устраивала их, давала им субъективное ощущение истинности наблюдения, поэтому они отказывались от дальнейших поисков. Когда появлялся какой-нибудь ученый, который говорил, что уже не уверен в справедливости определенного утверждения, и приводил новые факты, люди пробуждались, сокрушаясь по поводу своей веры в теорию, которая отныне кажется им ошибочной. Человек осознавал, что находился под сильнейшим завораживающим эмоциональным влиянием архетипической идеи.
Какая архетипическая идея лежит в основе убеждений, которых придерживаются современные ученые? Кто является повелителем больших чисел с мифологической точки зрения? При изучении религии или мифологии выясняется, что единственными существами, которые могли манипулировать большими числами, были боги или верховное божество. Например, в Ветхом Завете сказано, что Бог считал волосы на наших головах. Евреи отвергли перепись населения, ибо только Богу было дозволено знать численность своего народа. Пересчет населения считался святотатством - считать могло только божество.
Большая часть примитивных сообществ, до сих пор живущих собирательством и охотой, например аборигены Австралии, имеют двоичную систему исчисления. Они считают до двух, а затем продолжают считать парами: 1,2; 2,1,2; 2,2,1,1,2 и т. д. Примитивные племена в основном умеют считать либо до двух, либо до трех, либо до четырех. После определенных чисел они говорят «много», а там, где появляется «много» начинается иррациональное, божественное.
Обучаясь счету, человек брал небольшую часть чисел, единицу и двойку у правящего числами божества; остальное принадлежало богу. Начиная считать до трех, четырех, затем до пяти, он медленно захватывал эту территорию, но все же наступал такой момент, когда он говорил «много» и прекращал считать; тогда продолжало счет бессознательное (архетип, или божество), которое может считать бесконечно, может «пересчитать» любой компьютер.
В этом и заключается завораживающее влияние чисел.
Поделиться42008-06-30 21:23:33
Сегодня наша тема – гадание по чаинкам. Сейчас я попрошу всех подойти к столу, взять чашки и налить себе чая. Пока я буду рассказывать про историю гадания по чаинкам вы должны выпить всю чашку.
Обычай предсказывать будущее, изучая чайные листья, появился в Китае приблизительно в VI в. Чай не был известен на западе до 1609г., когда голландцы начали импортировать его с востока. Хотя новый напиток поначалу воспринимался европейцами с подозрением, но вскоре он стал одним из любимейших напитков. К середине XVII в. Чай начали употреблять практически повсеместно, а рисунок чаинок на дне чашки разгадывали предсказатели по всей Европе.
Способ гадания по чаинкам был не совсем в новинку европейцам, еще древние римляне практиковали ойномантию – гадание по осадку, оставшемуся в чаше с вином. Средневековые прорицатели изучали рисунок расплавленного воска, свинца и других веществ. Новый способ требовал знания правил подготовки чашки к чтению, а так же мастерства в толковании дюжин если не сотен рисунков, которые могли появиться на донышке. В XVII и XIX вв. общедоступные буклетики с подробными инструкциями и указаниями по всем аспектам гадания по чаинкам.
Как же гадают по чаинкам? Вот такая процедура является самой распространенной:
Чай (лучше всего черный китайский или индийский) заваривается и настаивается еще некоторое время. Потом его наливают в светлую чашку, не используя ситечка. Человек, судьбу которого читают, выпивает чай, оставив немного жидкости и все чаинки на дне. После этого чашку трижды встряхивают, переворачивают вверх дном на чашку на блюдце и трижды постукивают по донышку чашки, чтобы большинство чаинок вытекло из чашки. Гадающий берет чашку и изучает остатки, прилипшие к краям и донышку. Узоры из линий, точек, геометрических фигур, некие образы, напоминающие растения, животные и разные предметы – у всего есть свое значение.
Ну все! Теперь проведем практическую работу. Надеюсь, вы меня слушали внимательно. Разделитесь на пары и повторите те операции о которых я говорила, а потом в своей домашней работе расскажите, что же вы нагадали своему соседу. Используйте эти интерпретации:
Натали взмахнула палочкой и на доске появился длинный столбец.
Алмаз Дорогой подарок
Бабочка Счастье
Барабан Сплетня
Белка Будущее богатство
Бык Споры
Ваза Друг, нуждающийся в помощи
Весы Правосудие
Ветка Новый друг
Вилка Отклонение от цели
Винный бокал Новые знакомства
Виноград Отдых с друзьями
Водопад Достаток
Воздушный шар Появление проблем
Голубь Удача
Гусь Приглашение
Грим Сами знаете)))
Дракон Изменения
Желудь Большое счастье
Звезда Удача
Зонт Неприятности
Ключ Раскрытие тайны
Книга Знание, учеба
Колокол Хорошие новости
Конверт Новости
Кошка Обман
Крест Беда в пути
Крылья Путешествие
Лев Помощь друзей
Летучая мышь Разочарование
Меч Спор с близким другом
Овца Удача
Петля Опасность
Радуга Удача
Рука Дружба
Скелет Болезнь
Стул Нежданный гость
Трубка Новые идеи
Часы Выздоровление
Ящерица Скрытые враги
Якорь Путешествие
Как вы заметили некоторые интерпретации можно противопоставить друг другу. Например, Скелет – Часы. В этом случае действие и одного и другого не будет имеет эффект , говоря другими словами эти пророчества не сбудутся. На сегодня все. Прошу скопировать все интерпретации и записать домашнее задание.
1. Что такое интерпретации? (1 балл)
2. Знаете ли как по-другому называется гадание по чаинкам? (1-2 балла)
3. Практическая работа. Запишите что вы нагадали своему соседу. (1-6 баллов)
Примечание
Если среди приведенных выше интерпретаций нет такого символа, который был в чашке вашего соседа, запишите то что вы видите и подумайте сами ЧТО же это может означать. (1-3 балла)
Доклады к уроку. (10 баллов)
1. Чайная церемония
2. Гадание по Кофейной гуще. ( Гадания по чаинкам и кофейной гуще похожи, но все же различны!!!)
Поделиться52008-06-30 21:28:12
Существует много способов предсказания будущего. Всё начинается уже с
даты рождения. Как вы знаете, цифры и цифровые обозначения букв
изучает Нумерология. В основном, принцип простой. Суть - свести число
к одной цифре, а потом посмотреть её толкование. Существуют так же
другие способы гадания по дате рождения. Думаю, "Квадрат Пифагора"
знаком большинству девочек, так как он довольно часто встречается во
всевозможных энциклопедиях и книгах с гаданиями. Я не буду на нём
заострять внимание, так как в этом полугодии способ изложения
материала я немного изменю. Если я и буду посвящать урок одному
гаданию, то уж никак не потому, что у этого гадания ужасно большой
толкователь (каюсь, я позволяла себе такие вещи). Итак, сегодня мы
поговорим о дате рождения. Это как бы первая ступень, первая вещь,
которая может повлиять на судьбу человека.
Вообще-то, если разобраться, дата рождения (число, месяц, год) очень
условное обозначение, так как люди жили ещё и до нашей эры. И вообще,
наша эра начинается с рождения Иисуса. Не хотелось бы начинать
дискуссию по поводу того, был ли такой человек или нет.
Так вот. Пересчёт календарей производился достаточно часто, так что
ошибки тоже имеют место. К чему я это говорю? Да к тому, что всё опять
сводится к принципу - человек есть вершитель своей судьбы. Казалось,
дата рождения не может меняться на протяжении всей жизни человека, но…
Некоторые учёные выдвигают очень смелые и интересные версии, например,
что на самом деле Татаро-монгольского Ига не было… Что о многих
событиях мы за историю говорим один, два, а то и три раза, так как
одна и та же война могла освещаться разными народами по-разному, а у
каждого народа было своё летоисчисление, каждый описывал со своей
стороны… Знаете, эта гипотеза имеет место, так как последовательность
событий в истории порой устанавливается на уровне предположений. Вот
какой-то летописец упомянул сражение. А кто знает, как теперь
называется то место, где тогда оно происходило? Учёные начинают
сопоставлять описания местности, тактику врага и т.п. После
сопоставления с другими битвами учёные делают вывод, что летописец
описывал то
же Иго, следовательно, события в летописи следуют после Ига… А если
учёные ошиблись? Если они связали не те два сражения? Кто докажет?
Другие учёные могут увидеть и обосновать сходство с другой войной… Так
что о событиях истории мы можем говорить о тех, что были недавно, а уж
какое там рождения Христа…
Хотя знаете, всё в нашей жизни условно. Вот кто составляет все эти
толкования тех же чисел? Я могу вывесить вам четыре абсолютно разных
толкования цифр, могу составить свой толкователь. Может, знаете такую
историю про…
Учитель сказал группе студентов записать свой последний сон, дату
рождения и имя. Потом собрал, сделал вид, что анализирует материал,
потом раздал студентам листочки, но сказал не показывать толкование
друзьям. Каждый из студентов в толковании полностью узнал себя, а
когда они потом сравнили листки, оказалось, что толкования совершенно
одинаковые.
Я понимаю, что своими словами разбиваю ту теорию, которую создавала не
только я, но и учителя нумерологии, астрологии и, возможно, древних
рун. Но наша жизнь это одна большая условность. Что секунда, что
единица, что название… А что такое судьба? Это то, что нас ожидает,
то, что складывается уже сейчас из кучи маленьких вещей, тех же
случайностей, так что те самые условности и случайности влияют на нашу
жизнь. Задача прорицания попытаться хоть как-то сопоставить все эти
случайности…
А что такое наше имя? Что станется от того, что мы переведём буквы в
цифры? Мы переводим определённый набор букв и невольно, а порой и по
совету книг, переводим то имя, которым нас чаще всего называют. Ну,
скажем, я переведу Юля, Альта, Пегана и Альтиния. Получаются разные
значения. Хотите сказать, что всё это я? Да, в каждом толкователя я
найду частичку описания себя, но что будет, если я возьму ещё
несколько имён? Скажем, те же Юлька и Юлия. Получается, что человек
объединяет в себе качества из каждой цифры.. а теперь скажем
по-другому: значения цифр выбирались из списка человеческих качеств…
Опять-таки, куча случайностей и условностей…
И к чему я веду этот разговор? Отчасти к тому, что в нашем мире вернее
всего полагаться на самое шаткое и хрупкое - на волю случая. Вы так не
считаете? Тогда я жду ваших сочинений. Чётких заданий нет и быть не
может. Сейчас я высказала одни факты, можете мы что-то
противопоставить или дополнить? Ваши работы не должны быть
однозначными. Вы должны вести рассуждения, а что будет, если будет
так. Понимаю, эта лекция не загружена информацией, но на следующих
уроках мы продолжим тему гадания. В следующей лекции я дам несколько
гаданий на тему "Любовная магия". И давайте немного порассуждаем на
тему, насколько верно можно предсказать процент любви.
Домашняя работа:
1) Напишите, какие гадания ещё вы знаете.
Поделиться62008-07-04 09:44:28
Лекция 1. Введение
Слово Алхимия происходит от арабского аль-кимия, которое восходит к греческому chēméia, от chéō - лью, отливаю, что указывает на связь Алхимии с искусством плавки и литья металлов. Либо от Chemia - Египет, что связывает Алхимию с местом, где возникло это искусство. Своей главной задачей алхимики считали превращение ("трансмутацию") неблагородных металлов в благородные с помощью воображаемого вещества - "философского камня". Также в легендах указывается что с помощью "филосовского камня" алхимик мог изготовить своеобразное зелье, продлевавшее ему жизнь. Возникновение и попытки осуществления этой задачи уходят в античность. Из дошедших до нас алхимических текстов видно, что алхимикам принадлежит открытие или усовершенствование способов получения практически ценных соединений и смесей (минеральных и растительных красок, стекол, эмалей, металлических сплавов, кислот, щелочей, солей, лекарственных препаратов), а также создание или улучшение приёмов лабораторной работы (перегонка, возгонка, фильтрование), изобретение новых лабораторных приборов (например, печей для длительного нагревания, перегонных кубов). Так что можно сказать лопухоиды без алхимии не открыли бы множество вещей. У алхимиков имеются и умозрительные натурфилософские обобщения. Такова идея генезиса металлов, основанная на материальном единстве мира и принципиальной возможности взаимных превращений веществ.
Территориальное распространение Алхимии весьма широко: это - греко-египетская, арабская и западноевропейская устойчивые алхимические традиции. Достижения алхимиков Китая и Индии не оказали практического влияния на Запад. В России распространение Алхимии было невелико.
Важнейшие успехи греко-египетской Алхимии связаны с получением металлов из руд, приготовлением и обработкой металлических сплавов ("Лейденский папирус"); углублялись и расширялись знания химических процессов, свойственных различным ремёслам (перегонка, способы опробования, очистки и сплавления металлов, амальгамирование, стеклоделие, крашение и др.).
В распространении Алхимии на Западе большую роль сыграли экономические, военные и политические связи с Востоком; арабо-греко-египетская традиция была весьма сильна. В период с 9 по 15 вв. европейская Алхимия дала выдающихся мыслителей, оставивших заметный след в истории средневековой культуры. Среди них Раймунд Луллий (1235-1315) - "Завещание, излагающее в двух книгах всеобщее химическое искусство", Арнальдо де Виланова (1250-1313?) - "О ядах", Альберт Великий (около 1193-1280) - "О металлах и минералах", Фра Бонавентура (1214-1274), установивший факт растворения серебра в азотной кислоте и золота в царской водке, Роджер Бэкон (около 1214 - около 1292) - "Могущество алхимии", "Зеркало алхимии" - один из первых средневековых мыслителей, провозгласивший в качестве единственного критерия истинного знания прямой опыт.
Это всё говорит нам что алхимия очень повлияла на людей (не только магов).
Эмпирическая Алхимия проложила путь прямому научному эксперименту, сознательно и целенаправленно поставленному. Собственно же алхимический подход к эксперименту был, в сущности, ложен, т. к. исходил из априорной уверенности в том, что "истина" - ключ к превращению металлов в золото или серебро - уже дана свыше, надо лишь выявить её путём магического ритуала и мистического откровения, по типу "Сезам, откройся! ".
История Алхимии, особенно западной, может быть включена в систему естественно-научных знаний средневековья. При этом должно критически отнестись к многочисленным рукописям алхимиков-шарлатанов, равно как и к свойственному средневековью схоластическому способу мышления, господству магии и мистики в науке, что отразилось и на языке Алхимии, и на её конечных результатах. Впрочем, невозможность "трансмутации" металлов выяснилась путём эксперимента, в ходе тщетных поисков только в 16 в., ко времени возникновения ятрохимии, которая вместе с прикладной (технической) химией к концу 18 - началу 19 вв. привела к становлению химии как науки. Исходная же теоретическая посылка Алхимии - идея о единой природе вещества и всеобщей его превращаемости, едва ли может быть названа ложной.
Было бы неправильно считать, что Алхимия является лишь зачаточной формой современной химии. В Алхимии неразрывно соединились разнообразные проявления творческой деятельности средневекового человека. Там, где Алхимия выступает как эксперимент, осложнённый магией, она пользуется методами рациональной науки, хотя и не вполне развитыми
Домашнее Задание.
Написать доклад о воздействии алхимии на магов и людей (сравнить воздействие). В докладе указать самое плохое и самое хорошее время алхимии. Привести пример трансмутации металлов (необязательно, но желательно).
Поделиться72008-07-04 09:47:36
Лекция 1. Введение.
Алхимия – одна из немногих магических наук, которая известна маглам. И не только известна – в средние века маглы изучали эту науку и даже пытались найти знаменитый философский камень! Правда, ничего у них не получалось… Алхимия – исключительно магическая наука.
Чтобы вам было более понятно и вы имели хотя бы малейшее представление о времени возникновения Алхимии, предлагаю вам сделать следующее. Представьте видео- или фото- плёнку. Каждый кадр – определённый временной промежуток развития Алхимии.
Время – до нашей эры.
Происхождение слова «алхимия». У магов-учёных на этот счёт четыре версии:
Хеме (египет.) - "чёрная" (земля).
Кеме (египет.) - "чёрная" (наука).
Хюма (древнегреч.) - "литьё" металлов (глагол хео - "лью"
Ким (древнекитайск.) - "золото".
Расшифровываю. Первыми алхимиками были египетские жрецы. Они владели многими до сих пор неразгаданными химическими секретами. Например, изготовленные ими голубые и синие краски найденных при раскопках сосудов продолжают оставаться яркими и по сей день.
Также, некоторые химические производства были в древности в Китае, Индии, Месопотамии, Греции. В середине 7 в. н.э. знания египтян и греков в области химии восприняли арабы.
Хеме - означает "чёрный, тайный". Это слово для народов, обитающих в пустыне, совпадало с обозначением самого Египта, так как чёрная и плодородная земля долины Нила сильно отличалась от жёлтой почвы пустыни. Так химия стала наукой чёрной земли. Арабы снабдили это слово арабской приставкой «ал», и получилось известное нам слово «алхимия».
Другое толкование производится от греческого глагола хюма - "выливать", поскольку оно связано с металлургией - одной из первых по времени отраслей химии.
Кеме обозначает "чёрная, тайная наука". Действия алхимиков держались под секретом, и из-за этого алхимия прослыла тёмной, дьявольской наукой, её сравнивали с чернокнижием.
Ким - в переводе с древнекитайского означает "золото". Тогда алхимию можно было толковать как златоделие.
. Уже средние века. Век эдак десятый, двенадцатый. Время магических войн. Министерство Магии не может уследить за утечками информации в мир маглов. Как следствие – драконы разрушают магловские поселения, изображения единорогов вообще помещают на гербы, легенду о Мерлине знает каждый второй и всё тому подобное. В мире настоящий бум. Маглы узнали о философском камне, превращающем свинец в золото. В результате:
Сформировавшийся стереотип: Алхимия – наука, занимающаяся поисками философского камня. Кошмар! И к чему это привело? Маг, не ознакомившийся с этой наукой, считает именно так! Нет, я не говорю, что это не так. Просто алхимики вот уже сколько веков как открыли этот самый камень. А Алхимия – у неё есть цели и поважнее.
Ещё один стереотипчик из того же репертуара: философский камень превращает свинец в золото. Во-первых, превращать в золото с помощью философского камня можно не только свинец, а и другие металлы. Во-вторых, превращать можно не только в золото, но и в серебро. В-третьих, с помощью этого замечательного вещества можно делать не только золотые слитки, а, например, эликсир бессмертия.
После неудачных попыток маглов овладеть основами алхимии, у них эта наука постепенно переросла в химию. Прошу заметить: в то время, как маглы начали изучать химию, маги уже давно были знакомы с ней. Вспомните производство синих красок в Древнем Египте. Производство красящих веществ – одна из многочисленных отраслей химической промышленности:).
Век семнадцатый. Министерство «привело себя в полный порядок» и теперь исправило ошибки, совершённые несколько веков назад. Маглы знают об Алхимии лишь по летописям (а они, как известно, не всегда правдивы), Философский камень для них фантастичен, а учёные упорно делают химические опыты в своих лабораториях. Всё тихо, мирно. У маглов «наука рулит», маги успевают заниматься и алхимией, и химией. Причём: некоторые открытия, сделанные маглами находят место и у нас, магов.
Домашнее задание.
Попробуйте дать определение Алхимии. (2 балла)
Первые алхимики – кто ими были, чем занимались, чего добились. Здесь приветствуются и ваши мысли и какой-либо дополнительный материал. (3 балла).
Мини-сочинение на одну из тем (5 баллов):
Для чего нам нужна Алхимия?
Химия – отдельная наука или всё-таки связана с алхимией?
Почему Алхимию считали чёрной, дьявольской наукой?
Поделиться82008-07-05 09:50:11
Лекция 1. Введение. Общие факты о героях следующих лекций.
Жизнь Тота в веках.
Пусть у вас возникает вопросов. О большинстве этих богов и героев вы узнаете позже.
В Египте считали, что бог Тот (бог мудрости и времени) в образе человека с головой шакала - Анубиса - провожает душу умершего на суд Осириса. У греков душу умершего сопровождал в потустороннем мире Гермес. Потому в Греции Тота стали звать Гермесом. Греческий Гермес сохранил все функции Тота: он не только записывал деяния человека, но и под именем Гермеса Трисмегиста (Триждывеличайшего) прославился как искуснейший маг всех времен и народов. В Древнем Риме Гермеса звали Меркурием, но он был покровителем воров и торговцев.
Символы богинь.
Египтяне могли не рисовать фигуру богини, а лишь изобразить ее знак. У Тефнут (богини влаги), ее также звали Оком Ра, символом был пристально глядящий с небес Глаз. Знаком Сешат (богини письма) был лист дерева "шед", на нем она вела записи. Обозначением Маат (богини справедливости) была сидящая на корточках женщина, а ее символом - перо страуса.
Система родства.
Главы разных стран, чтобы придать себе значение, часто приписывали себе родство с богами или героями. Так же люди поступали и с богами. Когда Осирис и Исида стали одними из главенствующих богов, им поменяли родителей - второстепенных Тота и Маат на первоначальных богов Земли и Неба - Геба и Нут.
Тело Осириса.
В Древнем Египте уделяли большое внимание символике цвета. Сама страна на языке коренного населения звалась "Кеми" - "черная", то есть "плодородная земля". Пустынного духа Сета обозначали красным - под цвет песков в Нубии. Осирис же обозначали зеленым и белым - цветами жизни и смерти. Осирис, подобно всей флоре, умирает и возрождается.
Каждый фараон должен был воскреснуть, как Осирис. Со времен Среднего царства (2050-1785 гг. до н.э.) уже каждый египтянин сравнивался с Осирисом и должен был возродиться. В Египте построили 14 пирамид - в тех местах, где Исида нашла части тела мужа. Пирамиды были облицованы белыми плитами и, возможно, расписаны зелеными растительными узорами. К несчастью, плиты не сохранились.
Дети Осириса.
Египтяне не признали бога своим первым фараоном. Они начали отсчет истории с 3000 г. до н.э., когда на престол взошел Менес. Он - основатель первой династии правителей (всего их 32), и все они считали себя детьми Осириса.
Почему же умершие не оживают?
Во-первых, потому, что большинство уничтожено. В XII-XVI вв. люди считали, что сли перетереть мумию в пыль, то получится лекарство. Каждая уважающая себя европейская колдунья использовала прах мумии в своих зельях. В XVI веке художники делали из мумий краски. В начале XX века их использовали в топах паровозов. Ну а во-вторых, кому ж захочется возвращаться в мир, где одно из твоих тел используют вместо топлива или лекарства? Любая душа решит, что мир спятил и ей лучше не возвращаться - себе дешевле.
Эра Льва.
Каждый человек родился под каким-либо знаком Зодиака. Это созвездие определяет характер и судьбу человека. И такие же "счастливые звезды" есть не только у отдельных людей, но и у целых народов. Так, Сфинкс был построен в эру Льва (10970-8810 гг. до н.э.). Также называют более точную дату - 10450 г. до н.э. Древние рассчитывали на то, что люди и далее будут определять время по звездам и узнают, когда был построен Сфинкс. И правильно рассчитывали.
Защитник тайны времен.
У Сфинкса было прозвище - "Защитник". Но что и от кого он защищал? Он охраняет Славное Место Начала Времен, и почитали его как центр великой магической силы, простирающейся на ввесь регион. (Хэнкок) Увы, Защитник не уберег государство Древнего Египта, но сохранил свой самый главный секрет - тайну Времени.
Домашнее задание.
Найдите и переработайте информацию по упомянутым богам и героям (3 бога/героя).
Найдите изображения всех упомянутых богов и героев.